|
| | |
всего сделано правок - 58, последняя: 2019.09.24
| | | Ты, живущий!
Названия | | Du levande / You, the Living / Nous, les vivants / Das jüngste Gewitter / Du levende |
Первый показ | | 2007.05.24 (Франция) |
Проголосовало | | 15 чел. | | |
|
|
Режиссёр Рой Андерссон определяет произведение как «фильм о человеке, о его величии и его нищете, его радости и печали, его уверенности в себе и страхе»; «о человеке, над которым нам хочется смеяться и одновременно плакать»; наконец, как «просто трагическую комедию или комическую трагедию о нас». Одновременно уморительный и печальный альманах людских судеб… |
© Евгений Нефёдов, 2008.05.31 | Авторская оценка: 8/10 |
После ухода Ингмара Бергмана, пожалуй, именно Рой Андерссон имеет полное право претендовать на звание главного кинематографиста страны. Во всяком случае сами шведы терпеливо ждали с 2003-го года, пока мастер не завершит свою девятую1 постановку. Да и в предпочтении национальной подкомиссии Американской киноакадемии касательно соискателя премии «Оскар» в номинации «лучший неанглоязычный фильм» никто как-то сразу не сомневался. Выбор, надо заметить, не самый плохой, благо что Андерссон успел снискать признание за рубежом благодаря резонансу, вызванному «Песнями со второго этажа» /1998/.
«Ты, живущий», вне всякого сомнения, не может не напомнить эту незабываемую песнь нескончаемому и вездесущему абсурду существования человечества, всё время куда-то торопящегося, чем-то занятого, почему-то шумящего, а на самом деле – в тайне мечтающего о ладе и покое. И кажется, что режиссёр-сценарист попросту продолжает своё кинематографическое исследование, скрупулёзно фиксируя странности окружающего мира, множа зарисовки проявления мелких бытовых глупостей, только на сей раз – выйдя на оперативный простор, постаравшись охватить более широкие социальные слои. Правда, это всё же относительно, поскольку Андерссон практически не изменил своему излюбленному методу съёмок, проведённых – за единственным исключением – в специально построенных, тщательно продуманных камерных декорациях.
Тон замечательно задаёт экспозиция, в которой буквально на глазах обнажающаяся частная трагедия жизни (не меньше!) двух супругов средних лет, выясняющих отношения на пределе сил и эмоций, вдруг прерывается на сардонической ноте, точно в голливудском мюзикле. Рой Андерссон вдогонку за Душаном Макавеевым2 въедливо, без преувеличения с бергмановскими глубиной и деликатностью реконструирует внутренний мир людей, обуреваемых страстями либо отягощённых серьёзными душевными проблемами. Но одновременно, буквально в том же самом плане или посредством контрапунктного монтажного сочленения кадров, разрушает своеобразный психоаналитический эффект, выставляя на посмешище обывателей или в необычном свете – саму ситуацию. Всё это создаёт размытую, причудливую, слегка ирреальную («сдвинутую по фазе») атмосферу, вместе с тем – ни на миг не позволяя забыть лейтмотив произведения. Мысль, с которой кинематографист вслед за великим Гёте обращается к тебе, живущий. Мысль, достигающую предельной ясности в мрачной, явно апокалиптического плана развязке с армадой бомбардировщиков, летящих, судя по всему, сравнять город с землёй3. А на то ли мы расходуем бесценный дар – самую жизнь?!
__________ 1 – Если принять в расчёт короткометражные фильмы, но не учитывать бесчисленные телевизионные рекламные ролики, создававшиеся Роем на протяжении нескольких десятилетий, некоторые из которых признаны подлинными шедеврами в своём «жанре». 2 – Этот кинематографист, эмигрировавший из СФРЮ, отметился в Швеции язвительным портретом нравов «Монтенегро» /1981/. 3 – Вот где можно всласть поговорить о подсознательных страхах автора, появившегося на свет в военном 1943-м году!
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
"Ты, живущий! " Рой Андерсон, 2007
В этом фильме вас ждёт набор не слишком согласованных сюжетов в атмосфере безразличного гуманизма. Примечательно, что герои одержимы каким-нибудь желанием, как правило, очень конкретным, однако вся их человечность заключается в пассивности. Именно от пассивности они многословны, расслаблены, вовсе не стремятся понять или быть понятыми. Посредством набора неразличимых монологов трудно выразить внятную мысль, особенно в тесных рамках фильма. Оттого я всерьёз полагаю, что мысли никто в этот фильм не вкладывал, разве только усреднённую сумму переживаний. Я отказываюсь также назвать её идеей, потому как последняя уже предполагает альтернативы или уровни имплементации. По-видимому, императив Андерсона состоит в том, что любое стремление самодостаточно и плохо уживается с соседями. Трудно или невозможно желать чего-то недоступного и одновременно погружаться в общение. Если же вожделенный предмет с необходимостью предполагает общение ( а в современном обществе другие и выдумать тяжело), герой становится перед неразрешимой задачей собственного одиночества. Согласие и взаимодействие в такой болезненной среде индифферентных меланхоликов (невротиков) тогда не требует никаких волевых инвестиций и представляет собой законченный конформизм на базе взаимозачёта немощей.
Фильм не обладает также "собственным языком", это было бы невостребованным излишеством в отсутствии сюжета, однако это обстоятельство позволяет воспринимать его так близко к сердцу, как только вы пожелаете. Нужно сказать, что великолепная коллекция житейских мелочей от этого безусловно выигрывает. Пускай они, как марки или бабочки, становятся неразличимы на известном расстоянии. Все они продукт того минимума способности к диалогу, который демонстрируют герои, это последние рефлексы, которые отделяют сознательное и воспитанное в вербализированном мире существо от своих зоологических собратьев. Или первое, что делает человека- человеком. Возможно, последнее толкование импонирует замыслу "живущего".
Не вижу оснований считать этот фильм этическим окликом или обращением к зрителю. Летящие в последней сцене самолёты менее всего напоминают и знак вопроса. Могут ли бомбардировщики(?) действительно угрожать однообразию города, которому "всё равно"? Ведь именно созидания, творчества, живого стремления к развитию не хватает всем обитателям города, а оружие, бесконечное ожидание или даже терпимость в этом помочь не могут.
А.П.
|
| | |